На рубеже XIX-XX веков чайные заведения располагались буквально на каждом перекрестке любого российского города. Ведь чайком согревались извозчики, разносчики, приказчики, рабочие, купцы, дворяне… В ту эпоху чай из Индии и Китая, как и кофе, продавался в магазинах колониальных товаров по довольно высоким ценам. Особенно ценился китайский зеленый чай высокого сорта — лянсин, или лунцзин («колодец дракона»).
Правда, некоторые радетели всего отечественного отказывались пить заморские напитки, отдавая предпочтение более традиционному Иван-чаю. Более того, на старообрядческом Соборе 1909 года даже была сформулирована позиция «чаепитие есть грех сластолюбия» (тогда же табакокурение и употребление водки было отнесено к смертным грехам). Однако многие купцы-староверы, в том числе боровские, любили предаваться этому «греху», и со временем чаепитие стало неотъемлемой чертой повседневного быта российского купечества.
Туристический бутик «Домик Счастья» в Боровске приглашает организованные группы и самостоятельных путешественников на чайные церемонии в духе местных купеческих традиций. Мы располагаемся напротив комплекса Торговых рядов XVIII-XIX веко, в здании, которое является объектом культурного наследия, — это «Дом купца Ирошникова с лавками». Ирошниковы были одними из самых зажиточных купцов-староверов Боровска. Представители этой фамилии, наряду с другими известными купеческими родами, занимали почетные должности в городском магистрате, городской думе и городской управе.
Вот что нам удалось узнать про Ирошниковых и их жизнь. Этот купеческий род занимался торговлей чаем и сопутствующими товарами, которая приносила немалый доход. Ведь в ту пору чай мог стоить в 10-12 раз дороже черной икры. К Ирошниковым на чаепитие приходили многие купеческие семейства, в том числе и один из первых местных миллионеров — Петр Васильевич Шутов, который хранил деньги в Лондонском банке. Чай тут пили «внакладку», то есть размешивая в нем сахар. Такой способ считался роскошным. Отсюда же появилось наречие «накладно» — очень дорого, а также присказка «чай да сахар!» (сродни другой аналогичной поговорке – «хлеб да соль!»).
Относительно же неодобрения со стороны старообрядческой и официальной православной церкви употребления чая и кофе, существовавшего в более раннее время, можно сказать, что оно постепенно сошло на нет. Чаем и сопутствующими товарами стали активно торговать многие лавки при храмах. Ведь этот горячий ароматный напиток позволял согреваться в студеные российские зимы, не прибегая к горячительным средствам, использование которых уж точно не одобрялось в обществе.
Итак… Стол накрывали скатертью, рядом на подносы ставили чашки и заварочный чайник. В определенном порядке на столе размещали корзиночки с печеньем, бисквитами и сухарями, варенье, мед, масло в хрустальной масленке, сливки в молочнике. Хозяйка дома не только разливала чай из самовара, но и занимала гостей беседой.
Чашки гостям подносили старшие дети хозяйки. И это считалось не обязанностью, а удовольствием. Особенно чай любили пить с вареньем. А вот конфеты и сахар считались роскошью. И даже самые знатные барышни в гостях не стеснялись открыть свой ридикюль и сложить туда понравившиеся кондитерские изделия. Иногда случалось, что гость, пригласивший к себе хозяев с ответным визитом, подносил к столу их же конфеты.
Часто путешествуя по разным городам и странам, Ирошниковы обзавелись обширной коллекцией сувениров. После чаепития гостям дома непременно показывали новые, только привезенные экспонаты. Вот и мы приглашаем вас окунуться в традиции гостеприимства купеческого дома, отведать чай по-купечески и посетить нашу торговую лавку с диковинными сувенирами. Чаепитие сопровождается рассказами про купеческие традиции и местными легендами, которыми славится боровская земля.
Стол накрывается на 2-4 гостей одновременно. К чаю подаются мед, сахар и баранки, а также местные угощения: пастила, мармелад, конфеты, сухофрукты, драже, лимоны, яблочные ломтики, сдобные булки… После чаепития гости в свободном формате посещают сувенирную лавку.