Масленица — это очень древний и интересный праздник, восходящий к старинным славянским обычаям еще языческой эпохи. Почему на Масленицу принято печь блины и сжигать чучело? Какую символику несут эти обряды и как их можно правильно использовать в наше время?
Изначально время празднования Масленицы приходилось на день весеннего равноденствия (20 марта в северном полушарии), когда количество часов в темное и светлое время суток примерно равно. Соответственно, Масленица относится к ритуалам солярного (солнечного) культа, как и некоторые другие первоначально языческие празднества. В их числе также западнохристианское Рождество, которое почти совпадает по времени с днем зимнего солнцестояния (22 декабря) и праздник Ивана Купалы, примерно соответствующий дню летнего солнцестояния (22 июня).
Солнечный культ был особенно распространен среди земледельческих народов (в том числе славян), в жизни которых огромное значение имели процедуры, связанные с посевом и сбором урожая. Круглые желтоватые блины, выпекаемые на Масленицу из выращенных злаковых символизировали «приход» теплого весеннего солнца. Именно от него зависела урожайность зерновых, а значит, и, говоря современным языком, продуктовая безопасность.
Чучело же, которое принято сжигать на Масленицу, в наше время символизирует зиму. С помощью его сожжения древние народы, включая славян, стремились ускорить приход весны. Изначально чучело изображало не саму зиму, а богиню смерти: не зря оно выполняется в женском облике. Морена (Мара) известна у многих славянских народов (например, у поляков ее зовут Маржана): ее имя обычно связывают с такими русскими словами, как «мор», «мрак», «мороз», а также с английским murder («убийство») и латинским mors («смерть»).
В представлении наших предков, огненному обряду предшествовал суд над Мореной, который осуществляла богиня судьбы — Мокошь. «Вина» первой состояла в том, что она своим приходом (зимними морозами) способствовала сезонному умиранию природы. Мокошь же символизировала приход весны и возрождение всего живого к новой жизни. Не зря ее уже в христианское время нередко изображали с поднятыми вверх руками – во время исполнения обряда закликания весны. Мокошь также считалась покровительницей женщин и прядения (как традиционно женского занятия) – не зря ее часто вышивали на ручных полотенцах. Ее приход на место Морены означал приближение времени посевной: часто вместе с образом Мокоши соседствует ромб с точками как символ плодородного засеянного поля. (Кстати, по древним поверьям, Морена в свою очередь могла спутать или порвать оставленную без присмотра пряжу).
Считалось, что даже после ухода богини зимы и смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги – мары (злые духи), которые могли принести болезнь или иные невзгоды. Для защиты от них использовались различные обереги (например, в виде специальных кукол), в том числе с изображением Мокоши, которое можно видеть и на фирменном логотипе «Домика Счастья». И хотя в наше время большинство людей не является язычниками, многие по-прежнему верят в силу древних амулетов. В сувенирной лавке «Домика Счастья» можно приобрести такие обереги, выполненные вручную профессиональными мастерами в соответствии со старинными славянскими традициями.
Например, обрядовая кукла птица-радость использовалась при ритуалах закликания весны: 14 марта (Авдотья-Плющиха — время капели), 17 марта (Герасим-грачевник – прилет грачей), 22 марта (день 40 мучеников – сороки), 7 апреля (день Благовещения). Кукла-кувадка применялась как оберег маленького ребенка, нередко внутри нее содержались целебные травы с эффектом ароматерапии. А кукла-берегиня дома хранила дом и семью, пока все были на работах в поле.
Подробней о Масленичных гуляниях в «Домике Счастья» смотрите здесь и здесь.